Дом инвалидов в париже

Содержание

Собор Дома инвалидов в Париже

Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и даже трудно сегодня представить себе французскую столицу без этого легко взлетающего ввысь монументального храма, сверкающего на солнце своими многочисленными золотыми украшениями.

Рассказывают, что в результате частых войн середины XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами-инвалидами, вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда, в конце 1660-х годов, король Людовик XIV издал эдикт о постройке специального дома призрения для исключенных со службы старых солдат-инвалидов Сооружение Дома инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах.

Собор Дома инвалидов

Строительство приюта в 1671 году было поручено архитектору Либералю Брюану. Так на берегу Сены появился ансамбль Дома инвалидов – обширный комплекс зданий, протянувшийся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. К 1676 году, когда строительство завершилось, протяженность фасада Дома инвалидов, обращенного к реке, оставляла 196 м. Комплекс включал в себя пятнадцать внутренних дворов, один из которых, так называемый «Почетный двор» (cour d’honneur), предназначался для проведения военных парадов и других торжественных церемоний. Требовалось, однако, построить еще и часовню для призреваемых ветеранов. Проект небольшой церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) также разработал Либераль Брюан, однако в полной мере реализовать его архитектор не сумел: он скончался еще до завершения всех работ. Заканчивал строительство часовни его помощник, Жюль Ардуэн-Мансар, со временем ставший крупнейшим французским зодчим конца XVII столетия. Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и осуществил несколько крупных построек в Версале. Он был родственником и учеником другого известного архитектора – Франсуа Мансара (1598–1666), от которого унаследовал не только фамилию, но и талант.

Часовня Сан-Луи-де-Инвалид была закончена в 1679 году. Вскоре после этого Людовик XIV пожелал, чтобы Ардуэн-Мансар включил в ансамбль Дома инвалидов особую королевскую часовню – очевидно, король считал выше своего достоинства молиться в одной церкви с солдатами-ветеранами. Королевский заказ Ардуэн-Мансар реализовал с небывалым размахом: он построил не часовню, а огромный собор, видный сегодня едва ли не со всех точек французской столицы. Он стал центральным сооружением всего ансамбля Дома инвалидов.

Собор Дома инвалидов строился в 1679–1706 годах и оказался последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара – в 1708 году архитектор скончался. Собор Дома инвалидов, или Купольная церковь, как иногда называют это сооружение, стал, таким образом, своеобразным памятником этому выдающемуся зодчему. Разрабатывая проект храма, Ардуэн-Мансар, несомненно, вдохновлялся образом базилики Святого Петра в Риме, купол которой послужил прообразом для многих крупных барочных построек рубежа XVII–XVIII веков. Внутреннюю поверхность купола собора Дома инвалидов расписывал Шарль де ля Фосс (1636–1716).

Собор – квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Его фасад украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора составляет 107 м.

Силуэт собора Дома инвалидов является одним из наиболее выразительных в облике Парижа благодаря чрезвычайно удачно найденным пропорциям. Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест, повторяет строгую простоту наружного облика храма. Здание включает в себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большое живописное изображение «Святой Людовик, вручающий свой меч Христу».

Ансамбль Дома инвалидов стал пантеоном военной славы Франции. В одном из его зданий расположен сегодня Музей французской армии, а в самом соборе находятся гробницы маршалов Франции и других выдающихся военных деятелей. Среди них – Тома Бюжо (1784–1849), покоритель Алжира; Франсуа Канробер (1809–1895), командующий французской армией в Крымскую войну; герои Второй мировой войны Филипп Леклерк (1902–1947) и Жан Делаттр-Тассиньи (1889–1952). Здесь же похоронен капитан Руже де Лилль (1760–1836) – автор легендарной «Марсельезы».

Четыре капеллы собора Дома инвалидов служат усыпальницами многих членов семьи Бонапарт и выдающихся военных деятелей Франции. В первой капелле справа находится гробница Жозефа Бонапарта (1768–1844), брата Наполеона, в следующей капелле похоронены маршалы Фош и Вобан. В первой капелле слева расположена усыпальница другого брата Наполеона – Жерома (1784–1860), за ней находятся усыпальницы маршалов Тюренна и Льётея.

В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года, но только в 1840 году его прах был доставлен на родину. Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря 1840 года – первоначально в парижской часовне Сан-Жером, а в 1861 году прах Наполеона был перенесен в собор Дома инвалидов. Останки уложили в шесть гробов: первый – из жести, второй – из красного дерева, третий и четвертый – из свинца, пятый – из эбенового дерева, а шестой – из дуба. Эти гробы были помещены в большой саркофаг из красного порфира, который установили в крипте собора Дома инвалидов, украшенной, по выражению А.З. Манфреда, с «языческим великолепием». Вечный сон императора сторожат «Двенадцать побед» – двенадцать скульптур богини победы Ники работы скульптора Прадье, каждая из которых символизирует одно из двенадцати крупнейших сражений, выигранных Наполеоном: Маренго, Ваграм, Аустерлиц, Иена, Фридланд, Москва (имеется в виду Бородинская битва)… Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына – «Орленка», умершего в Вене в 1832 году.

Гробница Наполеона долгое время служила объектом паломничества многих французов, приходивших поклониться праху великого императора. Но прошли годы, и сегодня у гроба Наполеона можно встретить разве что иностранных туристов, осматривающих достопримечательности Парижа.

«Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание, – писал А.З. Манфред. – «Жизнь идет вперед и ставит новые задачи… Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умы и сердца, отодвинут в далекое прошлое. Все проходит…»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

История создания Дома Инвалидов

История Дома Инвалидов началась 12 марта 1670 года королевским указом Людовика XIV, в котором говорилось, что тот, кто пожертвует своей жизнью для защиты монархии, проведет остаток своих дней в спокойствии. Король Франции, как и его предшественники, хотел оказать помощь солдатам-инвалидам его армии. За этим добрым жестом скрывалось желание Людовика XIV восстановить перед населением образ своей армии, а также свой собственный в глазах солдат. Ведь в те времена по улицам Франции разгуливали ветераны, ставшие инвалидами. Без денег и жилья они были вынуждены прибегать к грабежам. После многочисленных жалоб от мирного населения король принял решение построить дом, в котором бы проживали изувеченные солдаты королевской армии.

Вид на Дом Инвалидов с Эйфелевой башни

Среди восьми предложений Людовик XIV выбрал проект архитектора Либераля Брюана, рассчитанный на 4000 военнослужащих. Строительство велось с ноября 1671 года по февраль 1674 года, а уже осенью заселились первые ветераны. Комплекс расположился в пригороде Парижа на равнине Гренель. Дом Инвалидов состоял из пяти дворов, которые выполняли функции жилья, лазарета и трапезной для солдат, а самый большой центральный двор был королевским.

Постепенно Дом Инвалидов стал местом для прогулок не только военного населения, но и обычных парижан. В апреле 1717 года здесь побывал последний царь всея Руси – Петр I.

В конце XVIII века сюда из Лувра была перенесена часть макетов города, а через 100 лет здесь организовали Музей армии.

На сегодняшний день в Доме Инвалидов проживает около сотни ветеранов французской армии.

Мост Александра III

Мост Александра III (фр. Pont Alexandre III) – знаменитая переправа через Сену, соединяющая исторические районы Парижа: Елисейские поля и Дом Инвалидов.

Мост был возведен для Всемирной выставки 1900 года, чтобы символизировать франко-российскую дружбу. Первый камень был заложен русским царем Николаем II – сыном Александра III и президентом Феликсом Фором 7 октября 1896 года. Строительство этого моста длилось 4 года под руководством инженера Жана Резалу и архитектора Кассиен-Бернара.

Одноарочный мост Александра III считается красивейшим мостом в Париже. Его отделка с фигурами пегасов, нимф и ангелов, является ярким образцом стиля боз-ар. В центре мостовых арок расположены нимфа Сены с гербом Франции и нимфа Невы с гербом императорской России.

Собор Дома Инвалидов и гробница Наполеона I

В 1676 году по приказу Людовика XIV на территории комплекса началось строительство церкви Сен-Луи. Храм возводился тридцать лет под руководством архитектора Жюля Ардуэн-Мансара, а богослужения проводились еще с 1679 года.

15 июля 1804 года в церкви Дома Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручил офицерам самые первые ордена Почётного легиона. После этих событий церковь наградили статусом собора. Собор называют по-разному: Сен-Луи, Святого Людовика или Домский.

Здание собора в архитектурном плане составляет единое целое, но фактически двойное: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 году здание было поделено надвое стеклянной перегородкой. Интерьер солдатской церкви дополняют старинные флаги, завоеванных земель.

Восстановление собора проводилось неоднократно, в ходе последней реставрации в 1989 году потребовалось 12 килограммов золота на позолоту купола. Подкупольная фреска, написанная художником Шарлем де Лафоссом, также была отреставрирована.

С апреля 1861 года под золоченым куполом собора Святого Людовика находится могила Наполеона I Бонапарта. На создание гробницы понадобилось 20 лет, автором проекта является известный архитектор Луи Висконти. Громадный саркофаг, размерами 4 на 2 на 4,5 метра и весом 35 тонн, высечен из прочного малинового кварцита. Вокруг саркофага стоят 12 статуй, сделанных Жаном Жаком Прадье из мрамора, посвящённых победам Императора Наполеона I. При входе в крипту стоят две бронзовые фигуры, держащие императорскую корону, скипетр и державу.

Музеи Дома Инвалидов

На территории Дома Инвалидов расположены сразу 4 музея: Музей планов и рельефов, Музей современной истории, Музей ордена Освобождения и Музей армии – самый известный.

В центральном дворе представлена уникальная коллекция из 60 подлинных классических французских пушек, отлитых из бронзы и украшенных геральдическими орнаментами.

В тематических залах музеев хранятся редкие экспонаты, связанные с военной историей Франции: древние доспехи, мундиры, предметы воинского снаряжения, сабли, шпаги, артиллерийские снаряды, эмблемы, личные вещи исторических персонажей и др.

Особый интерес у посетителей вызывает исторический мемориал Шарля де Голля – мультимедийное пространство, где изображения дополняются документальными фильмами с интервью и видеохрониками.

Информация для туристов

Адрес: Place des Invalides, 75007 Париж, Франция.

Часы работы Дома Инвалидов:

  • 7:30 – 19:00 — ежедневно;
  • 7:30 – 21:00 — каждый вторник в период с апреля по сентябрь.

Часы работы Музея армии (ежедневно):

  • 10:00 – 18:00 — с апреля по октябрь;
  • 10:00 – 17:00 — с ноября по март.

Праздничные дни: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Внимание! Билетные кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Стоимость билетов:

  • полный – 12 €;
  • льготный* – 9 €;
  • групповой – от 7 до 11 евро (зависит от количества купленных билетов).

*– с условиями использования льготного тарифа и условиями бесплатного входа можно ознакомится на официальном сайте.

Как добраться

На метро (ближайшие станции):

  • линия 8 – Invalides, La Tour-Maubourg;
  • линия 13 – Varenne, St François Xavier.

RER: станция Invalides (линия C).

На автобусе (ближайшие остановки):

  • Esplanade des Invalides – автобус № 69;
  • Invalides — la Tour Maubourg – автобусы № 28, № 93;
  • Vauban — Hôtel des Invalides – автобусы № 82, № 92;
  • Invalides – автобусы № 63, № 83;
  • Duquesne — Lowendal – автобус № 87.

На велосипеде из сети Vélib (ближайшие пункты проката):

  • № 7015 по адресу: 9 Boulevard des Invalides;
  • № 7010 по адресу: 3 Rue de Constantine;
  • № 7014 по адресу: 35 Boulevard des Invalides;
  • № 7020 по адресу: 3 Rue du Champ de Mars.

Собираясь в столицу Франции, позаботьтесь о своем размещении заранее. Отличным выбором будут отели Парижа, расположенные в центральной части города, недалеко от популярных достопримечательностей.

La Nuit aux Invalides

Ежегодно с 2014 года на площади Инвалидов проводится La Nuit aux Invalides – звуковое и световое шоу. Это масштабное зрелище рассказывает 2000-летнюю историю Франции.

Проходит шоу La Nuit aux Invalides в летний период с июня по август и начинается в 22:30 (ежедневно, кроме воскресенья). Длится оно 50 минут без перерыва.

Входной билет можно купить за 15–20 евро.

Особенности посещения Дома Инвалидов

1. Имеется два входа: со стороны площади Вобан и со стороны улицы Гренель.

2. На территории Дома Инвалидов работает сувенирный магазин с большим выбором книг, сувенирных билетов, монет, медалей и др.

3. Пообедать можно в уютном кафе-ресторане Le carré des Invalides, расположенном при входе со стороны площади Вобан.

4. В холле возле билетной кассы находится банкомат.

5. Дорожные сумки и рюкзаки можно сдать в гардероб.

6. Посетителям с ограниченными возможностями предоставляются инвалидные коляски (при их наличии).

7. Для проведения профессиональных фото- и видеосъёмок необходимо предварительно отправить заявку и получить разрешение.

После посещения Дома Инвалидов, вы можете направиться в еще одну интересную достопримечательность Парижа — Пантеон. Здесь в его крипте размещаются могилы знаменитых философов XVIII века: Вольтера и Жан-Жака Руссо, а также других известных личностей.

Дом инвалидов

Отзывы Дом инвалидов (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на западный фасад Дома инвалидов с Эйфелевой башни

Парижский Дом инвалидов — известный архитектурный памятник, ставший приютом для вернувшихся с войны раненых солдат и заслуженных ветеранов войны.

Работы были начаты в феврале 1670 года по приказу Людовика XIV. Построенный к 1677 году, парижский Дом инвалидов стал одним из первых во всей Европе. Ответственным за исполнение проекта был назначен министр и государственный советник по военным вопросам Лувуа.

Придворный архитектор Либерал Брюан спроектировал первые пять дворов, центральный из которых получил имя «королевский». Спустя три года после начала работ, в Дом Инвалидов заселились первые постояльцы — 4000 пенсионеров.

Дом инвалидов

Современность

Сегодня на территории комплекса располагаются несколько музеев, в частности, знаменитый Музей армии и Некрополь. Его стены хранят перенесенную из Лувра коллекцию рельефных планов. В крипте собора на территории Дома инвалидов находится саркофаг, хранящий останки императора Наполеона. Дом инвалидов и по сей день является пристанищем для нескольких сотен ветеранов Сопротивления и Второй мировой.

> Практическая информация

Создание Дома инвалидов

Людовик XIV приказал построить Дом инвалидов в 1670 году, строительство велось под руководством придворного архитектора Либераля Брюана, В 1677 году сооружение было завершено, было построено пять дворов и в приюте поселились первые ветераны.

Храм был возведен значительно позднее – через 30 лет в 1706 году, его архитектором был Жюль Ардуэн Мансар.

В 1710 году число ветеранов в приюте составляло 1500, а к концу XVIII века Дом инвалидов представлял собой целый город, подчиненный церковным правилам и военному регламенту. Здесь жили 4000 ветеранов, объединенные в роты под командованием офицеров. Те, кто по состоянию здоровья могли работать — трудились в сапожной и гобеленовой мастерских, а также раскрашивали гравюры.

Прием пищи выполнялся за большими столами по 50 человек. Женщинам запрещалось сюда приходить, в спальнях нельзя было есть и курить. За нарушение правил полагалось наказание – перевод на хлеб и воду или отчисление из приюта.

В 1777 году в Дом инвалидов переносятся первые коллекции из Лувра, на основе которых был организован Музей планов и рельефов, а позднее были созданы еще три музея, посвященные истории и армии Франции.

В 1942 году в приюте скрывались участники французского сопротивления. В настоящее время здесь обитает около сотни ветеранов воин Франции.

Архитектурный ансамбль имеет размеры 400 на 450 метров. Фасад здания строгий и торжественный, лишенный декора, только портал украшен барельефом, изображающим Короля-Солнце и слуховое окно обрамлено рисунками в виде рыцарей-великанов. Протяженность фасада составляет 196 метров.

Официальный адрес Музея армии (Дома инвалидов) в Париже

Перед Собором до самой набережной Орсе расположилась огромная эспланада, размером 500 на 250 метров. С нее открывается прекрасный вид с одной стороны — на Дом инвалидов, а с другой — на Сену, ее мосты, а также Большой и Малый дворцы на противоположном берегу. На местных газонах категорически запрещается играть в футбол. Видимо, поэтому молодежь играет здесь в футбол с особым удовольствием – мало того, что ты сам гоняешь мяч, но и тебя самого гоняют.

Эту страницу предлагается переименовать в Дом инвалидов (Париж). Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/13 апреля 2019. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Вид на Дом инвалидов с высоты птичьего полёта У этого термина существуют и другие значения, см. Дом инвалидов (значения).

Дворец Инвалидов (фр. Hôtel des Invalides) в Париже — архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.

История

В 1670 году король Франции Людовик XIV принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Руководство работами в парижском пригороде Гренель (Grenelle) было поручено придворному архитектору Либералю Брюану, спроектировавшему пять дворов, из которых самый большой в центре — королевский. Работы велись с марта 1671 по февраль 1677 года, что довольно быстро, а первые пенсионеры заселились в октябре 1674 года. Изначально в Доме Инвалидов предполагалось разместить 6000 ветеранов, но после перепланировки их число уменьшилось до 4000.

Вид на комплекс с Эйфелевой башни

Церковь, изначально спроектированная Брюаном, вероятно, не понравилась монарху, и её строительство с марта 1676 года было поручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который работал также над входными павильонами и госпитальными помещениями. Строительство собора длилось почти тридцать лет и было закончено 28 августа 1706 года, в день вручения Людовику XIV ключей. Здание фактически двойное, хоть в архитектурном плане составляет единое целое: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 году здание было окончательно поделено надвое большой стеклянной перегородкой.

В 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, а в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров и работавших в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.

15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почётного легиона. Церковь была возведена в ранг собора и стала местом службы армейского католического епископа (évêque catholique aux Armées).

Постепенно Дом инвалидов приобрёл значение как музей: в 1777 году сюда из Лувра была перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в 1872 здесь организован Музей артиллерии, в 1896 — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.

В 1916 году главная медсестра Дома, Сюзанна Ленар, придумала символ национальной памяти Франции — «василёк Франции».

В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.

Сегодня в Доме инвалидов проживает примерно 100 пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется «Национальный институт инвалидов» (l’Institut national des invalides).

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры классицизма.

Купол собора

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Ссылки

Дом инвалидов на Викискладе

  • Официальный сайт Дома инвалидов.
  • Марк Сартан. Дом инвалидов.

L’hôtel national des Invalides

Неподалёку от Эйфелевой башни, почти в самом сердце, расположена историческая знаменитость столицы Франции — Дом инвалидов. В 1671 году по приказу короля Людовика XIV началось строительство приюта для ветеранов войны и тех, кто получил ранения в ее ходе. Таким образом, король хотел проявить заботу о ветеранах. Возведением заведения такого уровня, первого для Европы на тот момент, занимался архитектор при дворе короля Либераль Брюан. Дом Инвалидов официально открылся в 1677 году, однако уже в октябре 1674 он принимал первых постояльцев.

Дом Инвалидов является военным учреждением до сих пор, тут проходят публичные парады и церемонии, располагается резиденция коменданта Парижа. Там же находится Музей Армии, где хранится огромная коллекция воинского оружия, знамен, трофеев и доспехов. В центральной части комплекса находится саркофаг Наполеона, увидеть который можно только слегка нагнувшись, отдав дань уважения великому полководцу, так было задумано архитекторами. Четыре музея расположились в основных зданиях. В Музее планов и рельефов хранятся модели военных крепостей и городов, Музей Ордена Освобождения представляет выставку, посвященную героям Второй Мировой Войны, а в Музее Шарля де Голля — современная экспозиция о жизни легендарного президента.

Комплекс Дом инвалидов расположился на обширной территории в 13 гектаров и включает в себя: церковь Святого Людовика, солдатскую церковь, госпиталь, аптеки, мастерские и парк с огромными газонами. В конце XVIII века комплекс постепенно приобретает облик музея, так, в 1777 году из дворца Тюильри перенесли макеты города и других сооружений, в 1905 году открыли Музей Армии, в 1968 году начал свою работу музей ордена Освобождения, а Музей современного искусства начал функционировать с 1973 года.

Экскурсия в несколько этапов

Орудия парадного двора – гордость французской артиллерии

Центральным местом Государственного дома инвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор. Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии. На протяжении всего экскурсионного маршрута представлена возможность детально ознакомиться с производством пушек, где и как они использовались.

В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Эти уникальные экспонаты можно встретить в начале экскурсионного пути. Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов, при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану (южная площадь носит название в его честь). С тех пор классические пушки немного видоизменились. Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.

Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт. Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах. Начиная с начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.

Не менее значительную роль в революционных и имперских движениях французской армии играли мортиры и гаубицы. Экспонаты представлены в количестве восьми мортир, участвовавших в осадах. В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстоянии 6 км.

Старинные доспехи и оружие в разделе Древнего вооружения

В Парижском музее Армии собрана богатейшая коллекцией оружия и доспехов, третьей в мире после Мадридского и Венского. Коллекция охватывает широкий исторический период военного времени, начиная от средневековья и заканчивая 17 веком. На обозрение представлено больше 2000 доспехов и различного вида оружие. Выставленные экспонаты относятся не только к французской истории, но и являются частью военного наследия других европейских стран. Можно увидеть также оружие стран Ближнего и Дальнего Востока. Военная мощь охватывает периоды Османской, Персидской, Монгольской и многих других Восточных империй.

Примечательными экспонатами экспозиции являются королевские парадные доспехи. А также коллекция оружия французских и иностранных королей и принцев. Сцены баталий, изображенные на стене, свидетельствуют о Франко-Голландской войне, которая велась Людовиком XIV. Военные эпизоды были расписаны еще в 17 веке французским живописцем, а реставрированы в 2005 году.

Экспонаты в хронологической последовательности. Первый этап маршрута ведет к феодальным временам. Уникальные средневековые мечи, а также артиллерийское оружие относится к XIII-XV векам.

В следующем зале взорам посетителей представлены доспехи и оружие еще времен Франциска I до эпохи Людовика XIII. Охвачен период Итальянских войн, религиозных — шестнадцатого века, войн против империи Гасбургов. К этой же эпохе относятся и османские экспонаты, представленные в турецком кабинете.

Посетители могут ознакомиться с предметами развлечений знати. Снаряжение, использованное на охоте; доспехи и оружие, применяющиеся в поединках и турнирах.

Еще в одном зале представлены экземпляры портативного стрелкового оружия, относящиеся к началу семнадцатого века. В коллекции семьдесят аркебуз, их применяли гражданские стрелки.

В трех секциях располагаются коллекции различных европейских оружейных мастеров XVI-XVII веков.

Военные исторические ценности нового времени 1643-1871 годов

Раздел музея охватывает историю нового времени, периоды правления от Людовика XIV до Наполеона III. Уникальные экспонаты в полной мере раскроют ход истории, ознакомят с военной, политической, социальной жизнью Франции. Коллекция включает в себя множество различных предметов, имевших отношение, как к рядовым солдатам, так и к выдающимся личностям того времени. Предоставляется возможность ознакомиться с повседневной жизнью военных, а также с реалиями боевых действий. Техника, эмблемы, ордена, обмундирование – это лишь малый список представленных экспонатов военного наследия данного периода времени. Произведения живописи ярко отображают историческую действительность эпохи.

Раздел от Людовика XIV до французской революции.При правлении Людовика XIV происходит резкое преобразование в структуре французской армии. Вводится обязательная униформа, чины выстраиваются в четкую иерархию. Прогресс прослеживается во всем: профессионализм военных, техническое оснащение, беспрекословное выполнение воинского устава. Реформирование армии происходит в условиях завоевательных войн. В период правления Людовика XVI Франция принимает участие в войне за независимость Америки.

От Великой французская революции до Парижской коммуны.Коллекции данного раздела ознакомят с историей времен Наполеона Бонапарта. Особого внимания заслуживают шляпы полководца. Треуголка являлась обязательным атрибутом Наполеона, которые он часто менял. До нынешних времен сохранилось около двадцати шляп, а в музее армии можно увидеть шесть. Среди многочисленных экспонатов наполеоновской эпохи нужно отметить ожерелье Почетного легиона, его саблю, участвовавшую в битве при пирамидах; шпага из битвы при Аустерлице; знаменитый серый сюртук. Все, что связано с военными компаниями великого полководца представлено в тематических залах. Можно увидеть интересные экспонаты, повествующие о коронации Наполеона.

Посетителям представлена возможность ознакомиться с историей в период реставрации монархии, при Карле X и Луи-Филиппе. Это время ознаменовано колониальными походами, что отражается в различных экспонатах. Например, французская форма Африканского полка, с восточными элементами.

Время Второй империи при Наполеоне III ознаменовано реформированием армии, ее техническим переоснащение. К данному периоду относится Крымская война, война в Мексике, Италии, Сирийская и Дальневосточная компании. Окончание раздела нового времени расскажет о Франко-Прусской войне(1870-1871 гг.) и началом коммуны.

В зале Вобана представлены манекены 14 всадников. Пространство стен украшено живописью художника Фрике де Вороза, написанной в 17 веке, а в 2009 году отреставрированной.

Купол Собора – эмблема Государственного Дома Инвалидов

Собор Дома Инвалидов — памятник исторического наследия Франции, один из главных в Париже. Высота всего сооружения 107 метров, длительное время это было самое высокое здание Парижа. Купол имеет декоративные украшения, ажурный фонарь, шпиль и лилии.

Под куполом Собора. Купол Собора является хранилищем гробниц выдающихся французских военных. Собор был построен между 1677 и 1706 годами. Всем своим внутренним убранством возвеличивал королевскую монархию, прославлял Людовика XIV и его войска.

Во времена французской революции носил название Храм марса, ставший при Бонапарте Наполеоне военным некрополем. В 1800 году в собор были перенесены останки знаменитого маршала Тюрена. Изначально его прах покоился в усыпальнице французских королей. Во времена революции могила была осквернена, и перенесена в музей Памятников. А по приказу Наполеона перезахоронена в Доме Инвалидов.

Мавзолей Вобана. Напротив гробницы Тюренна покоится сердце величайшего военного инженера, градостроителя, французского эссеиста и, конечно, маршала Вобана (в те времена существовал обычай хранить сердце отдельно). Крепости, возведенные им, являются всемирным наследием. Склеп Вобана – это настоящее произведение искусства.

Надгробие из черного мрамора в сочетании с фигурами из белого погружают в атмосферу вечности. Величественная скульптура Вобана с циркулем в руке, полулежа опирается на книги. С двух сторон от надгробия возвышаются два женских образа, олицетворяющие Науку и Войну. Именно на этих двух пластах держалась вся политическая и общественная деятельность Вобана. Обелиск с поникшими флагами и знаменами, надпись, барельеф, фигуры, в полой мере олицетворяют выдающуюся личность французской истории.

Гробница Наполеона Бонапарта. Как известно, император скончался на острове Св. Елены в 1821 году, где он прибывал в изгнании. По решению Луи-Филиппа, 1840 году, его останки были перевезены на родину. Французские моряки доставили гроб с прахом Наполеона в Дом Инвалидов. В 1842 году архитектор Висконти начал работать над созданием гробницы для Бонапарта, совершив значительные изменения в соборе. Окончательное захоронение останков совершилось в 1861 году.

В центре собора, под куполом находится мощный саркофаг из красного карельского камня — 4 метра в длину; ширина 2 метра и высота 5 метров. Стоит он на высоком постаменте из зеленого гранита. На саркофаге и крышке украшения в виде лавровых венцов, а вокруг, на мраморном полу золотом изложены названия великих побед Наполеона. Чтобы их прочесть нужно наклониться, это была задумка архитектора – поклон императору. Саркофаг окружают 12 богинь победы, а в круговом коридоре барельефы. Изображения олицетворяют основные события из жизни и деятельности Наполеона, его основные достижения.

Вокруг гробницы императора похоронены его братья Жозеф и Жерон. Покоится прах его сына, Римского короля — «Орленка». Здесь же находятся могилы генералов Бертрана и Дюрока, а также прославленных маршалов XX столетия Фоша и Леоте.

Исторические события 1871-1945 годов

В данном разделе можно ознакомиться с военными событиями начиная с 1871 года. Освещается история времен III Республики, режима Виши, две мировые войны. В коллекции представлены предметы не только французской армии, но и иностранных. Можно увидеть военную форму практически всех государств, участвовавших в мировых войнах. Представлено несколько сотен экспонатов имевших принадлежность к французской армии, а также к захваченным колониям. Образцы боевой техники, личные вещи, предметы обихода, живопись, знаки отличия и многое другое рассказывает об эпохе, пронизанной военными действиями.

Начиная с поражения французской армии в 1871году, происходит реформирование войск. Объявляется обязательная воинская повинность, строятся тесные взаимоотношения у армии с народом.

Первая мировая война. Начало экспозиции повествует о колониальной политике Франции в Африке и Индокитае. В то время в среде европейских держав сложились противоборствующие отношения. Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево послужило мощным толчком к началу военных действий. Тематические залы последовательно освещают хронологию войны 1914 – 1918 годов.

В коллекции выставлены документы, одежда всех военных чинов из армий воевавших государств. Макеты, а также реально участвующее в сражениях орудие. Стоит обратить внимание на уникальные манекены солдат и офицеров разных держав. Фигуры выполнены в полный рост, одеты в униформу своего государства времен первой мировой.

Вторая мировая война. Залы посвященные 1939-1942 годам рассказывают о нерадостном периоде французской истории. Поражение в 1941, частичная оккупация Франции, режим Виши, победы немецкой армии.

1942-1945 года знакомят с успехом стран союзников на всех фронтах, подавление французского сопротивления. И наконец, освобождение Франции от оккупантов, поражение Германии. Можно увидеть экспонаты открывающие всю шокирующую правду о концлагерях, о зверских деяниях нацистских войск. Конец второй мировой войны.

Шарль де Голль и его роль в истории Франции

Выдающийся генерал, государственный и общественный деятель неразрывно связан с историей Франции XX века. Его патриотизм невозможно переоценить. Во время второй мировой войны возглавил французское Сопротивление. Стал основателем и президентом Пятой Республики. Конституция, одним из соавторов которой был Шарль де Голь, используется и в нынешнее время.

Музей Шарля де Голля в Доме Инвалидов был основан 2008 году. Вся жизнь и деятельность этого великого человека представлена по средствам новейших технологий. Компьютеризированное пространство полностью интерактивно. Аудио и видео файлы на многих языках дают возможность погрузиться в страницы истории, посвященные знаменитому деятелю. Каждый посетитель прокладывает маршрут сам, выбираю нужную информацию. С помощью аудиогида, с инфракрасным датчиком возможно свободно перемещаться по залу. Разнообразие источников впечатляет. Архивные неподвижные изображения, а также изменяющиеся кадры представлены фотографиями, афишами. Наряду с этим — документальные хроники с интервью историков, карты, книги, спектакли, полиэкраны и многое другое в интерактивной реализации.

Захватывающая экскурсия начинается с 80 различных фотопортретов президента расположенных у входа в музей. Затем посетителям предоставляется возможность окунуться в биографическую киноленту, продолжительностью в 25 минут. Впечатляющие кадры показывают в сферическом зале на пяти экранах.

На стеклянном кольце, окружающем пространство, переплетается история конца XIX и XX веков с выдающейся фигурой Шарля де Голля. Здесь показывают события первых десятилетий Третьей Республики, золотой век Франции, до свободных веяний шестидесятых годов XX столетия. Хронология важнейших событий военной эпохи, культурного наследия того времени впечатляет масштабами восприятия.

Далее можно окунуться в интерактивную реальность с помощью трех «аудиовизуальных дверей». Данная сфера вещает о трех образах француза: Шарль де Голь и его знаменитая речь 18 июня 1940 года, давшая толчок движению Сопротивления; генерал – освободитель; первый президент Пятой республики.

В общем музей располагает 400 документами и видео файлами продолжительностью более 20 часов, что в полной мере раскрывает личность Шарля де Голля. А также дает возможность оценить его неоспоримый вклад в дальнейшее процветание современной Франции.

Собор Святого Людовика – изысканность стиля

Одним из самых величественных архитектурных сооружений Парижа, является Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Выдающийся памятник эпохи классицизма, спроектированный архитектором Жюль Ардуэн- Мансаром (1646-1708). Начало строительства Собора было положено Либераль Брюаном, который возвел практически весь ансамбль Дома Инвалидов.

Грандиозное сооружение включает в себя Солдатскую церковь и Королевскую, над которой возвышается золотой купол. Разделение церквей давало возможность присутствовать на церковной службе одновременно и королю и солдатам, не пересекаясь. В последствии был возведен стеклянный витраж, разделяющий алтари.

Королевская церковь. Если посмотреть с высоты птичьего полете, то Собор Дома Инвалидов представляет собой симметричный греческий крест, помещенный в квадрат и увенчанный куполом. Возвышение купола происходит из- за массивного барабана с двумя рядами. На самой верхушке располагается оригинальный фонарь и шпиль. Инновационные приемы архитектор применил практически во всех элементах сооружения.

Великолепие Собора впечатляет как внутри, так и снаружи. Позолоченный купол украшен декоративными изображениями военной тематики. Лилии символизируют династию Бурбонов. У входа, по обеим сторонам стоят величественные статуи Святого Людовика и Карла Великого, что свидетельствует о величии французской монархии. Кроме своего прямого предназначения, Церковь служит пантеоном для Бонапарта Наполеона и ряда французских генералов, прославившихся в боях.

Солдатская церковь. Почти до конца XVII века религия была неразрывно связана с общественной, политической и военной жизнью. Церковники следили, чтоб военнослужащие беспрекословно посещали все церковные службы и процессии.

Конечно, Солдатская церковь не может сравниться с роскошью Королевской, но несомненно привлекает внимание посетителей. В Солдатскую церковь можно попасть с Парадной площади. В коридорах выставлены сотни орудий разных времен. На карнизе развешены множество трофейных знамен, захваченных в сражениях прошлых веков. Орган семнадцатого века, в центре зала, дополняет убранство церкви.

Церковь посвящена Святому Людовику и освещена в честь святой Троицы. Административно относится к Музею армии с 1905 года, с момента его создания.


Таким образом, Дом инвалидов представляет собой не только государственное учреждение по уходу за ветеранами, но и занимает весомую нишу среди памятников истории Франции. Этот памятник должен быть отмечен на карте каждого гостя столицы, как важная экскурсионная достопримечательность, ведь помимо музеев и экспонатов, Дом инвалидов приковывает внимание внушительной архитектурой XVII века.

Как добраться