Добраться до кронштадта

Кронштадт — самостоятельная поездка

Кронштадт поистине уникальный город-порт, который сыграл немаловажную роль в судьбе России. Город был заложен Петром I на острове Котлин практически одновременно с основанием Санкт-Петербурга. С этих пор Кронштадт стал участником множества важных для страны событий. Этот населенный пункт обладает удивительной и невероятно интересной историей.

Добраться до города Кронштадт из Санкт-Петербурга довольно легко

Доезжаете до станции метро «Старая деревня», переходите на остановку общественного транспорта, расположенную за станцией метро и садитесь на обычный городской автобус №101. Стоимость 30 рублей, действует карта «Подорожник» (август 2016 г.). Если нет пробок, то доедете до центра Кронштадта за 50 минут.

Также можно доехать на следующих маршрутных автобусах:

Маршрутка 407 (79 рублей). Станция метро «Проспект Просвещения» — Кронштадт, Гражданская улица.

Маршрутка 405 (79 рублей). Станция метро «Черная речка» – Кронштадт, Ленинградская улица.

Рекомендуем вам за день до поездки позвонить в Музей истории Кронштадта и заказать пешеходную экскурсию по городу. Недорого и познавательно. Работник музея провела для нас очень интересную и подробную экскурсию по основным значимым местам исторической части города. Экскурсия длится примерно 2,5 часа.

Возьмите с собой что-нибудь перекусить, потому что в кафе пообедать недешево.

Прогулка по Кронштадту

Во время прогулки по городу становишься невольным очевидцем его мощи и несокрушимости. Только представьте дома, толщина стен и перекрытий которых достигает одного метра, поэтому совсем не слышно соседей, которые в течение длительного времени могут сверлить, штробить стену или на полной громкости петь в караоке!

В этой библиотеке Кронштадта двести лет назад были собраны самые редкие книги в Российской империи. После 1917 года книги стали изымать и рассылать по небольшим библиотекам страны.

В конце 19 века самым известным человеком в Кронштадте был отец Иоанн Кронштадтский. Он помогал бедным жителям чем только мог: нянчил детей, помогал одиноким матерям, наставлял на путь истинный пьющих. Его супруга Елизавета Константиновна просила, чтобы жалованье отца Иоанна выдавали ей, поскольку по дороге к дому он все до копейки раздавал нуждающимся. А когда деньги кончались, отдавал свою обувь и верхнюю одежду и босой шел домой.

Тихвинская часовня была заложена в 1898 году по благословению Иоанна Кронштадтского.

Что касается самого острова Котлин, то существует забавная легенда, согласно которой русские солдаты высадились на этот остров, занимаемый шведами, а те, в свою очередь, бросились к рыбацким лодкам, оставив непотушенным костер со стоящим на нем котлом. В этом котле варилась очень вкусная еда, которая по преданию была испробована самим Петром I. Согласно этой легенде остров и получил свое название от слова «котел».

Неподалеку находится карта острова с фортами, выполненная из гранита.

Дерево Кронштадта

В нескольких шагах от карты находится «глуховатое» дерево с глазами, носом и одним ухом. Здесь можно загадать желание, только обязательно хорошее — шепнуть свою просьбу дереву на ухо и обойти вокруг. Затем еще 2 раза повторить эти действия (желание должно быть одним и тем же).

Буквально в 100 метрах от волшебного дерева находится памятник маленькой рыбке колюшке (не путать с корюшкой), которая во время блокады спасла жизни тысячам людей. В мирное время эта рыбка считалась практически несъедобной, так как обладала большим количеством паразитов. Но во время войны, когда хорошая рыба была выловлена, с нее счищали все мясо, кости перемалывали в муку, из которой потом делали лепешки. Что касается мяса, то из него очень долго варили уху с большим количеством воды. Если мясо не было тщательным образом проварено, то истощенный голодом человек мог заболеть и умереть мучительной смертью. И таких случаев, к сожалению, было немало.

На устое Синего моста через Обводный канал был установлен Кронштадский футшток, от нуля которого в СССР производились измерения абсолютных высот. А в 1967 году Юрий Гагарин, гостивший в Кронштадте, увидев футшток, воскликнул: «Теперь-то я знаю, где находится «пуп Земли»!»

Работа Кроншадтского футштока основана на принципе сообщающихся сосудов.

Особое место в истории Кронштадта занимает док, который после постройки стал флагманом. Это было одно из самых грандиозных сооружений 18 века, так как в нем могли обслуживаться до 10 крупных кораблей одновременно, а сливался он около одного дня. Для сравнения, самый продвинутый док того времени мог вмещать до 4 кораблей и сливался около месяца. Говорят, что в разработке чертежей принимал участие лично Петр I.

Ну а самое интересное в Кронштадте – это форты

Самый первый возведенный форт неподалеку от Котлина назывался Кроншлот. Возводился он в зиму 1703-1704 года под руководством Александра Даниловича Меншикова.

Технология строительства была сложна. Из бревен создавался большой “ящик”, который, в свою очередь, набивался камнями. Затем их спускали на дно.

Данный форт напоминал десятигранную башню, в которой находилось огромное количество пушек.

Форт Александр I

В 1896 году этот форт исключили из оборонительных и стали использовать для медицинских целей. На нем разместили противочумную лабораторию. Форт изолировали, между ним и «большой землей» курсировал только один специально подготовленный корабль под названием «Микроб». На форт завезли около 20 лошадей, заражали их спорами чумы и после выздоравления использовали кровь животных как прививки против этой страшной болезни. Каждая лошадь за свою жизнь спасла несколько сотен тысяч людей.

Французы купили чертежи этого форта и на их основе построили свой форт «Боярд».

Форт Петр I


Если вы соберетесь совершить увлекательную водную прогулку, то не забудьте про памятник коту и псу. Этот памятник был установлен относительно недавно, но уже успел стать достопримечательностью. Ведь еще с тех времен, когда Кронштадт стал главным портом на Балтике, кошки и собаки остаются постоянными обитателями острова. Коты ловят грызунов на кораблях, собаки охраняют территорию, тем самым выполняя свою работу.

На зимней пристани можно купить билеты на обзорную прогулку, где можно поближе рассмотреть форты Кронштадта.

Ниже приведены цены, действующие в августе 2016 г.

Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца, главный военно-морской храм России заложили на якорной площади Кронштадта в осенью 1902 после молебна Иоанна Кронштадтского, в присутствии вице-адмирала Макарова С.О.

Несколько лет все моряки России отчисляли целую четверть своего жалованья на строительство храма.

Освятили храм летом 1913 года в присутствии Николая II.

Во время Великой Отечественной Войны от артобстрелов Кронштадт был очень сильно разрушен, но в здание храма попали всего два вражеских снаряда и оба не разорвались.

В храме были установлены памятные пластины, на которых указаны все офицеры и матросы, погибшие со времен Петра I до 1915 года.

Все связано с морем в Кронштадте

Памятник русскому адмиралу Федору Ушакову.

Памятник первооткрывателю Новой Земли Пахтусову П.Н., учившемуся в морской академии Кронштадта.

Памятник великому русскому моринисту Ивану Айвазовскому.

Интересный факт: Айвозовский ставил свою подпись на некоторых картинах своих учеников. Это давало возможность продавать картины намного дороже, что позволяло студентам сводить концы с концами.

Памятник открывателю Антарктиды Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену.

В 1839 году вице-адмирал Беллинсгаузен был назначен военным губернатором Кронштадта. Он очень хотел благоустроить город, но денег в казне не было, тогда Фадей Фадеевич потратил на озеленение Кронштадта все свои сбережения.

Пушки на набережной Итальянского пруда.

В начале 20 века каждую зиму Итальянский пруд превращался в большой городской каток.

Рядом с прудом находится Итальянский дворец Меншикова А.Д.

В сотне метров до дворца Меншикова находится парадная Петровская пристань.

На пристани всегда много людей, пришедших посмотреть на современные военные и гражданские суда.

От пристани по главной аллее парка мы попадаем к главной достопримечательности Кронштадта — памятнику Петру Первому.

Кронштадт по праву можно назвать городом-героем. За все время существования Кронштадта к Санкт-Петербургу не прошел ни один корабль врага!

Кронштадт — сосед Санкт-Петербурга, форпост 18 века. Посещаешь это место и ощущаешь себя в безлюдном городишке, навсегда застрявшем в прошлом. Сказалась закрытость до конца прошлого столетия, а может быть, опустение, тишина — особенность этого места. В любом случае, каждый уважающий себя путешественник стремится сюда попасть. Наконец, мне выпала такая возможность.

Как добраться к крепости

Кронштадт и большая часть укреплений находятся на острове Котлин. Добраться из северной столицы сможете несколькими способами:

  • автобусом №110 от станции метро «Старая деревня»;
  • со станции метро «Чёрная речка» маршруткой № 405;
  • летом электричкой с Балтийского вокзала. Выходите на остановке «Ораниенбаум» и от набережной Макарова следуете метеором или пароходом.

Что посмотреть

Крепости в традиционном понимании практически невозможно увидеть. Некогда шестиметровые стены, сейчас в высоту не более трех метров и постепенно разрушаются.

Исторические постройки сохранились плохо: части стен, валов, плотина, гауптвахта на Ленинградской улице. Наиболее сохранившийся — Северный вал улицы Восстания состоит из:

  • защитной плотины;
  • оборонительных казарм;
  • полубашен;
  • батарей.

Все сооружения считаются памятниками истории и находятся под охраной государства. Ныне казармы занимают кадетский корпус, школа ВМФ, общежития для учеников и морских служб.

Семнадцать фортов разместились на островах, вытянувшихся вдоль линии Финского залива. Посетив водную экскурсию, можно познакомиться с фортами Милютин, Кроншлот, Петр Первый, Александр I. Самым известным считается Тотлебен, связанный с событиями Финской войны, защитой Ленинграда во время ВОВ.

Форт же Константин расположен на Котлине, где регулярно проводятся экскурсии по территории, морские прогулки по памятникам. Программы проводятся летом и позволяют при ближнем рассмотрении увидеть уникальные постройки, познакомиться с военным прошлым здешних окрестностей.

Разрушенность, особенная атмосфера тишины, умиротворенности, покоя — таким запоминается Кронштадтская крепость.

Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга

Кронштадт город морской и боевой, в нём проживают кронштадцы — народ мужественный и честный, и не любит размытости и неясности, поэтому историю приводим в конкретных цифрах и фактах, фамилиях и достижениях.

Годом основания Кронштадта считается 1704, когда был построен первый форт под названием «Кроншлот», Коронный замок и I 7 мая того же года торжественно освещен в присутствии Петра I. В 1704 – 1705 годах Кроншлот защищал страну и дал достойный отпор шведской эскадре. В 1717 — 1724 годах к форту была построена на ряжах гавань, превратившая Кроншлот в форт пятиугольного начертания со 120 орудиями.

В 1719 – 1752 годах по указу Петра Великого велось строительство первого в России уникального гидротехнического сооружения — сухого дока, предназначенного для ремонта подводной части кораблей и судов. Новый док явился воплощением смелой новаторской мысли, свидетельством того, что Россия намного опередила в этом деле европейские страны.

А в это время в 1720 году был заложен в городе Итальянский дворец князя А. Д. Меншикова по проекту архитектора И. Браунштейна. В отделке здания принимали участие итальянские мастера. С 1771 года в нем располагались Морской кадетский корпус, а затем штурманское и инженерное училища.

В 1722 – 1724 годах возводился деревянный форт «Цитадель», который в 1828 году перестроили в камне. В 1834 году Николай I переименовал его в форт «Император Петр I». В 1729 году Петр II официально утвердил герб Кронштадта. 7 мая 1780 года Екатерина II утвердила герб Кронштадта в его настоящем виде:

В первой части щита в голубом поле, серебряная башня с маяком, а во второй части, в красном поле на острове чёрный котёл, а кругом вода.

В 1783 году по указу Екатерины II в Кронштадте было начато строительство Обводного канала, складов по его внутренней стороне, Канатного завода, Сухарного завода, мастерских у Петровского дока. К 1798 году создалось Доковое Адмиралтейство. В 1799 году установили привезенную из Шотландии паровую машину для откачивания воды из бассейна Петровского дока. Она являлась одной из крупнейших в Европе. В 1791-1792 годах вблизи Кронштадтского канала была сооружена вторая паровая машина.

В 1803 году отсюда было совершена первая кругосветная экспедиция шлюпов «Надежда» и «Нева». Возглавлял экспедицию капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн, он же командовал шлюпом «Надежда». Командиром «Невы» был назначен капитан-лейтенант Ю. Ф. Лисянский. Этот первый поход открыл череду многочисленных дальних плаваний русских моряков. С 1803 по 1855 год совершено 41 плавание.

В 1804 году в городе был сооружен первый в России водопровод, также была построена каменная Голландская кухня на месте деревянной, построенной в 1720-х годах. Здесь иностранные и российские повара-коки готовили пищу для моряков своих экипажей, поскольку разжигать огонь на парусных кораблях в гавани категорически запрещалось.

В 1815 год открылась 1-ая в России пароходная линия Санкт — Петербург — Кронштадт. В навигацию 1817 года стали совершаться регулярные пассажирские рейсы: по 2 в день. В 1817 году был освящен Храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, построенного по проекту архитектора А. Д. Захарова. Собор знаменит тем, что в нем 53 года проводил богослужение святой отец Иоанн Кронштадтский.

В 1819 году с Кронштадта совершена 1-ая антарктическая экспедиция русских моряков на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 16 января 1820 года эта экспедиция открыла новый материк — Антарктиду.

В 1824 году город постигло самое сильное и разрушительное наводнение. В 1832 году строится Морской Арсенал, обладающий уникальными коллекциями отечественных и трофейных пушек, снарядов, ружей, знамен. В 1833 году строится Гостиный двор по проекту В.И. Маслова. В 1834 впервые в России в Кронштадте прошло испытание вооруженной ракетами подводной лодки инженера К.А. Шильдера.

В 1836 – 1845 годах построили форт «Император Александр I» по проекту инженера генерала-лейтенанта М. Г. Дестрема. В 1899 году на нем была освящена лаборатория экспериментальной медицины по изготовлению лекарственных препаратов против бубонной чумы. Подобных лабораторий в мире было только 2: одна во Франции у Парижа, вторая в Индии в Бомбее.

В 1840 году морской офицер-гидрограф М.Ф. Рейнеке установил рейку-линейку и организовал систематические замеры нуль: пункт уровня ординара воды на одном из устоев Синего моста — Кронштадтский футшток. Замеры уровня воды в Кронштадте проводятся регулярно с 1777 года, а начаты были в 1707 году, но велись не регулярно. От «нуля» футштока измеряют высоты и глубины на территории России, а также орбиты космических объектов.

В 1854 год во время Крымской войны, соединенная англо-французская эскадра в составе 80 кораблей начинает осаду Кронштадтской крепости и после неудачных попыток штурмовать Кронштадт, возвратилась домой. Несколько минных полей, по системе русского академика Б. С. Якоби, были выставлены на пути врага, впереди фортов. Это была новинка, и, пока только у русских. Английские и французские моряки прозвали эти снаряды «адскими машинками», «плавучей смертью».

В 1855 — 1856 годах ведется строительство 1,2,3 южных фортов и 1, 2, 3, 5, 7 северных фортов под руководством инженера-генерала Э. И. Тотлебена. В 1868 году М. О. Бритневым основана в Кронштадте первая в России водолазная школа. В 1866 году состоялось испытание самой большой подводной лодки того времени водоизмещением около 360 тонн с механическим двигателем по проекту служащего Кронштадтского порта И. Ф. Александровского.

В 1872 году введена традиция ежедневного холостого выстрела из полуденного орудия в 12.00. В 1874 году был построен по проекту архитектора Х. И. Грейфана Собор Владимирской иконы Божьей матери. В настоящее время является действующим храмом.

В 1896 год А. С. Попов изобрел первый в мире радиоприемник; изготовил рентгеновский аппарат для Морского госпиталя, на котором был сделан первый в России рентгеновский снимок. В 1905 году революционно настроенные матросы в Кронштадте участвовали в волнениях 1905 – 1907 годах. В 1913 году возведён по проекту архитектора В. Косякова Николаевский Морской собор — главный морской храм России.

В 1917 году жители города сыграли важную роль в истории страны и в сокрушении царской России. В 1941 году 23 сентября состоялся самый массовый налёт Люфтваффе на Кронштадт, вошедший в историю как Кронштадтское сражение. На город было сброшено более 300 бомб. В 1944 году Орденом Ленина награжден Морской завод, трудящиеся города награждены орденами и медалями за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны.

В 1984 год в результате начала возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой. В 1999 году началась активная реставрация собора во имя Владимирской иконы Божией Матери, службы ведутся в здании храма, в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали».

В 2011 году был построен комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, открыт подводный туннель — дорога на южную сторону материка. В 2013 году состоялось торжественное открытие Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца после основательной реставрации к 100-летию со дня освящения храма.

Сюда едут массово не только из России, но и со всего мира, поэтому сразу скажем, что народу в общественном транспорте может быть много, особенно в выходные и праздничные дни. Мы вам расскажем, как добраться до Кронштадта разными способами. Выбор за вами.

Город Кронштадт находится на острове Котлин в Финском заливе Балтийского моря. Из-за своего географического положения долгое время доехать туда было не так просто. Еще несколько лет назад добраться в Кронштадт из Санкт-Петербурга можно было по воде на пароме (теплоходе, метеоре). Но в 2011 году открыли дамбу, которая не только выполняет функцию по защите Питера от наводнений, но и является платформой для магистрали надводной части КАДа СПб. После этого события паромы отменили за ненадобностью, так как доехать до Кронштадта из Санкт-Петербурга стало возможным различными видами наземного транспорта: на автобусе, маршрутке, личном автомобиле, такси, а также на метеоре в составе экскурсии. Цены в статье приведены по состоянию на 2019 год.

Остров Котлин, Кронштадт

Как добраться до Кронштадта на автобусе и маршрутке

Самый бюджетный вариант добраться до Кронштадта – на автобусе из Санкт-Петербурга и Ломоносова (Ораниенбаума) – 40 рублей, из Сестрорецка – 80 рублей. Маршруткой из СПб чуть дороже – 79 рублей.

Из г. Сестрорецк

  • От остановки «Городская больница №40»: автобус №215 до ост. «Гражданская улица». График: с 6.00 до 23.00 с интервалом 40 мин.- 2,5 часа.

С северной части Питера:

  • Со станции метро «Старая деревня»: автобус 101 до остановки «Гражданская улица». График: с 6.00 до 00.30 с интервалом 10-20 мин.
  • Со станции метро «Черная речка»: маршрутка К405 до остановки «Ленинградская пристань». Чтобы посетить Кронштадтский Морской собор, нужно выйти на ост. «Площадь Рошаля». График: с 6.00 до 00.00 с интервалом 15-20 мин. в будни, 30 мин. в выходные.
  • Со станции метро «Проспект просвещения»: маршрутка К407 до остановки «Гражданская улица». График: с 6.00 до 23.00 с интервалом 15-20 мин. в будни, 30 мин. в выходные.

С юга СПб

С южной стороны Санкт-Петербурга в Кронштадт доехать можно только с пересадкой в городе Ломоносов, т.к. прямых маршруток и автобусов не ходит.

Из г. Ломоносов (Ораниенбаум)

  • От вокзала: автобус №175 до ост. «Гражданская улица». График: с 6.00 до 00.00 с интервалом 20-30 мин.

По Кронштадту курсируют автобусы:

  • №1 кр: Ленинградская пристань – Макаровские ворота.
  • №2 кр: Ленинградская пристань – форт Шанц.
  • №3 кр: Ленинградская пристань – Цитадельское шоссе.

Чтобы узнать, каким транспортом можно добраться из пункта А в пункт В в Питере, мы используем сайт rusavtobus.ru.

В конце статьи на карте указаны точки автобусных остановок.

Поездка на метеоре в Кронштадт с экскурсией

Кронштадт – это не Петергоф, не Стрельна и не прочие подобные дворцовые ансамбли. Если хочется посмотреть на красоту, вам определенно стоит выбрать другую экскурсию. В Кронштадт едут те, кто интересуется историей российского государства и флота. Ведь маленький остров Котлин в Финском заливе Балтики не просто так отняли у шведов в XVIII веке. По замыслу Петра I здесь должен был находиться передний край обороны Санкт-Петербурга от поползновений балтийских государств.

Попасть в Кронштадт можно двумя путями. Первый – классический – по морю. Второй – по дороге, что идет на Выборг. В нужном месте надо повернуть налево, проехать по знаменитой дамбе, которая защищает Петербург от наводнений.

Дорога по морю на Метеоре занимает примерно 30 минут. По суше – вдвое больше.

В принципе, можно обойтись и без экскурсии. Просто сесть в рейсовый автобус (от станции метро Старая деревня) и осмотреть достопримечательности Кронштадта, гуляя «сам по себе». Я уже делал так пару лет назад. В самостоятельном посещении есть свои плюсы и минусы. К примеру, у меня было время подняться на колокольню Никольского Морского собора, побродить по Якорной площади, Петровскому парку, выставке образцов торпедно-минного вооружения на одном из пирсов.

Но при этом я не увидел знаменитого Петровского дока, не нашел Футшток — нулевую отметку нивелирной сети России, не посмотрел на лабораторию А.С.Попова, где впервые был осуществлен сеанс радиосвязи. Почему? Да просто потому, что даже не знал, что здесь есть эти и многие другие достопримечательности.

Более того, из автобуса, на котором я ехал в Кронштадт, невозможно было осмотреть величественные форты, заметные только с воды.

Одним словом, когда мне представилась возможность поехать на экскурсию в Кронштадт на Метеоре, я согласился, предчувствуя новую порцию впечатлений и интересных фотографий.

Метеор в Кронштадт отправлялся с пристани у Троицкого моста. Несмотря на немалую стоимость билетов, все места во всех трех салонах были заняты. Поскольку я уже не первый раз путешествую на Метеоре, побывал в разных салонах, в этот раз я решил пойти на смелый эксперимент и занял самое непрестижное пассажирское место. То, что находится в самом конце третьего салона. Прямо над винтами. Считается, что сидеть здесь очень-очень плохо. Главным образом из-за сильного шума и вибрации от винтов.

Это примерно то же самое, что лететь в самолете Ил-18! Знаете такой? У него 4 турбовинтовых двигателя. Диаметр каждого пропеллера около 5 метров. Мне довелось «отведать» этот деликатес. Помню, когда эта штуковина взлетала, все вокруг тряслось и ревело так, что не у меня одного возникла мысль о том, что сейчас старая колымага просто развалится на куски.

В третьем салоне Метеора тоже шумновато. Не так, как на Ил-18, но прилично. Если сравнивать с первым салоном, куда ворвались самые прыткие пассажиры, то сравнение будет явно не в пользу хвостовой части.

Но даже если вам достались эти непрестижные и шумные хвостовые места, не стоит расстраиваться и пробовать договориться с пассажирами из носового салона, чтобы поменяться местами. Во-первых, ехать всего 30 минут. Более чем уверен, ничего плохого с вами за это время не случится. Во-вторых, не знаю, как будете действовать вы, но я предпочитаю плыть на Метеоре стоя. Да-да. Именно стоя на открытой палубе. Виды оттуда не в пример тем, что открываются через узенькие окна салонов. На открытой палубе – ширь, простор, свежий ветер… даже слишком свежий: кораблик летит со скоростью 60-70 километров в час. Так что, как говорится, держите ваши шляпы, очки и прочую фурнитуру. Может сдуть.

Именно отсюда, с открытых палуб, можно сделать гораздо более удачные снимки. Стадион Зенит-Арена, высокий вантовый мост КАД, Самое высокое в Европе здание Лахта-центра, проплывающие навстречу и попутно Метеоры и огромные, как многоэтажные дома, круизные океанские лайнеры… Разве все это можно увидеть, сидя в салоне. Даже в носовом!

Одним словом, какое бы место ни досталось вам при поездке на Метеоре, не стоит огорчаться. Лучше давайте приготовимся к встрече с легендарным городом Кронштадт.

Если посмотреть на остров Котлин сверху (например, в Яндекс-картах), можно увидеть, что все южное побережье представляет собой череду гаваней. Самая первая гавань, которую вы увидите, подплывая к острову – Военная. Далее последует Лесная. Метеор заходит в Среднюю гавань, но если бы он прошел дальше, мы увидели бы Купеческую и Каботажную гавани.

В гаванях стоят настоящие военные корабли и даже подводные лодки. Да уж, это вам не Петергоф. Здесь нет парадных пристаней, дворцов и фонтанов. Красота этого места в другом.

Наша группа сошла на берег у арсенала – здания, построенного практически одновременно с основанием города. С виду это далеко не Эрмитаж, но в этих старинных стенах из красного кирпича есть что-то притягательное. Даже несмотря на то, что часть помещений теперь заняты сувенирными лавками, кафешками и магазинами, а на крыше растут деревья.

Рядом расположился Петровский парк. Самый первый памятник, который мы встречаем на его аллее – небольшой монумент участникам Цусимского сражения. Экскурсовод кратко рассказал, кто с кем бился, кто выиграл, но если вы хотите почитать об этом подробнее, найдите книжку Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан». Там все описано в виде художественного произведения в мельчайших подробностях.

Затем мы двинулись вдоль набережной. Справа от нас продолжался парк, слева можно было любоваться военными кораблями. Признаться, сначала я опасался открыто наводить на них свой фотоаппарат. Боялся, что подойдет какой-нибудь строгий дяденька в погонах и предложит пройти куда следует. Однако, наблюдая за поведением остальных участников группы, которые совершенно открыто снимали селфи на фоне боевых кораблей, я решил, что и мне можно сделать несколько снимков.

Тут мы попали на импровизированный перекресток. Если свернуть вправо, попадешь к памятнику Петру Первому. Слева остается парадная пристань. Экскурсовод повела нас к памятнику, но я более чем уверен, что большая часть группы лучше отправилась бы на пристань.

Но, как говориться, с экскурсоводом не спорят. Так мы оказались в центре парка перед памятником императору. Здесь он изображен во всем величии, в военной форме, со шпагой. Именно таким нам и хотелось бы видеть государя. Ведь по историческим сведениям он выглядел несколько иначе. При росте 204 см он имел всего 39 размер ноги, ходил широкими шагами, наклоняясь вперед, имел лысину, которую прятал под париком. Это по одним сведениям. Согласно рассказу экскурсовода с другой экскурсии, Петр Первый обладал роскошной шевелюрой и париков никогда не носил. И таких разночтений в рассказах гидов встречается довольно много. Особенно это заметно, если несколько дней подряд ездишь на разные экскурсии. Кому верить?

В любом случае памятник Петру Первому в Кронштадте выглядит гораздо величественнее, чем бронзовая фигура, находящаяся в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Там он изображен именно таким, как описывают историки. Но… похоже, это как раз тот случай, когда народ с большим решпектом относится к неправде, чем к истине.

Наша следующая остановка – Макаровская улица. Двигаясь по ней, мы подошли к дому, который внешне выглядел заброшенным. Во дворе сохранилась настоящая булыжная мостовая. Оказывается, именно здесь в офицерских минных классах преподавал изобретатель радио А.С.Попов. Во дворе здания находится небольшой отдельная постройка – лаборатория ученого. Именно здесь в апреле-мае 1895 года проводились испытания первого в мире радиоприемника.

Сеанс был организован между лабораторией и зданием офицерских минных классов. Расстояние между ними – не более сотни метров. По нынешним временам это вызывает улыбку, но тогда успешный сеанс радиосвязи был настоящим прорывом, обещающим настоящий переворот в науке и технике. Ведь до изобретения радио военные корабли «переговаривались» между собой с помощью «флажковой азбуки». Насколько это было удобно, несложно догадаться. Особенно в темное время суток или в туман.

Следующим интересным объектом на нашем пути оказался «Петровский док». Император не только повелел создать это сооружение, чтобы ремонтировать поврежденные в боях корабли, но и лично принял участие в проектировании сухого дока. Сейчас объект находится в полузаброшенном состоянии. По словам экскурсовода здесь планируется создание музея затонувших кораблей.

Переходим через Доковый мост над Петровским каналом и видим слева Итальянский пруд. На самом деле на «пруд» в полном понимании этого слова данный водоем совсем не похож. Он имеет строгую прямоугольную форму, берега закованы в гранит, с одной стороны – выход в Финский залив, с другой – в обводный канал.

Справа находятся два памятника – художнику-маринисту И.К.Айвазовскому и П.К.Пахтусову. А еще чуть далее – одно из выдающихся и знаковых мест для всей России. Правда, оно настолько неприметное, что если не знать, запросто можно пройти мимо. Хорошо, экскурсовод остановил группу в нужном месте.

Кронштадтский футшток – нулевая отметка над уровнем моря. Именно она является основой всей нивелирной сети России. На опоре синего моста имеется соответствующая бронзовая плитка. В тот день уровень моря был чуть ниже отметки, поэтому мы имели удовольствие любоваться ей.

На этом же синем мосту есть отметка от 1824 года. Тогда вода в Финском заливе поднялась на 3.67 метра выше ординара. Был затоплен не только Кронштадт, но и сам Петербург.

Сейчас от наводнений защищает гидротехническое сооружение – знаменитая петербуржская дамба. Ее створки закрываются, когда сильные западные ветры гонят в залив воду из Балтийского моря. Как видим, Кронштадт и сегодня стоит на страже спокойствия Санкт-Петербурга.

Далее наша группа поворачивает на проспект Ленина и останавливается на Соборной площади. Здесь имеется целая мемориальная композиция. Она начинается с котелка. По преданию, когда русские корабли пришли захватывать остров Котлин, шведские воины как раз готовились обедать. Завидев русских моряков, бравое воинство убралось с острова столь поспешно, что даже оставило котелки с приготовленной едой на радость завоевателям. Не отсюда ли пошло знакомое каждому понятие «шведский стол».

Помимо котелка здесь имеется гранитная плита в форме острова, а на фасаде здания – множество мемориальных табличек. Через дорогу на берегу обводного канала есть еще одна достопримечательность Кронштадта – дерево желаний. Как и другие подобные символы, она исполняет желания, стоит только попросить о чем-то и прикоснуться к стволу. По словам экскурсовода у дерева нельзя просить чего-то материального, например, денег или новый Мерседес. Этого оно делать не умеет. Оно же дерево! Но такие вещи, как удачное замужество для дам, или защита докторской диссертации для джентльменов растению из бронзы вполне по силам. Так что, если ваши дела совсем разладятся, поезжайте в Кронштадт. Найдите Дерево желаний, попросите его о помощи и можете смело отправляться домой. Ни о чем не беспокойтесь. Все остальное дерево сделает за вас само )

После Соборной площади наша пешая экскурсия продолжается по Екатерининскому парку. Правда, название «парк» здесь вряд-ли уместно. На самом деле это всего одна длинная аллея среди вековых деревьев. Справа тянется Обводный канал. Он отгорожен от парка высоким металлическим забором, чтобы отдыхающие не решили «обводниться». Слева – Советская улица. Общая длина парка – километр с небольшим при ширине всего 20-25 метров.

Мы прошли примерно половину парка и вышли к Советскому мосту. Именно по нему можно попасть на Якорную площадь, где находится знаменитый Никольский Морской собор.

Его золотой купол мы видели при подходе нашего Метеора к городу. Его видно из Петергофа и даже из Санкт-Петербурга. Особенно, если смотреть из окон верхних этажей домов на берегу Финского залива.

По плану нам предстояло посещение Морского собора, однако надолго задержаться там не удалось. Иначе мы не успели бы на обратный Метеор. Между тем, и фасады собора, украшенные богатыми барельефами, и внутреннее убранство заслуживают гораздо большего внимания.

Никольский Морской собор не просто большой, а очень большой. Высота от основания до вершины купола – 52 метра, диаметр купола достигает 27 метров. Высота креста на куполе – 7 метров. В настоящее время собор используется и как туристический объект, и как место для богослужений.

Не стану утомлять вас долгим и подробным описанием, лучше покажу фотографии. Однако, как вы сами понимаете, ни один снимок не сможет передать реальную атмосферу этого особого места. Лучше увидеть все своими глазами.

На самом деле, Никольский Морской собор – это одна из достопримечательностей, ради которой люди и едут на экскурсию в Кронштадт. Если бы было побольше времени, можно подняться с отдельной экскурсией на колокольню и убедиться, что белые линии на якорной площади – это не простой абстрактный рисунок, а изображение гигантского якоря. Он настолько огромен, что узнать его размер можно с помощью измерителя расстояний сервиса Яндекс-карты. У меня получилось – 61 метр в длину и 44 метра с ширину. И это только сам якорь, не считая дополнительных декоративных линий.

Неудивительно, что, находясь на земле, можно исходить всю Якорную площадь вдоль и поперек, но так и не понять смысл этих белых плит. Картинка видна только сверху. Например, с колокольни Морского собора.

В этот раз сделать соответствующие фото не представилось возможным, но вот снимок двухлетней давности. Считаю, что вы должны это увидеть.

Помимо собора на якорной площади есть и другие места, где можно и должно остановиться. Например, как вам понравится чугунная мостовая? Готов поспорить, что вы такого еще не видели.

Кроме того, здесь есть памятник великому флотоводцу адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Небольшая, разделенная на части, гранитная пирамида – памятник героям Кронштадтского восстания. Памятник выдающемуся флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову, причисленному Русской православной церковью к лику святых.

Якоря и пушки с кораблей Балтийского флота, кусок брони боевого крейсера, Макаровский мост и Петровский овраг – все это нельзя посмотреть как следует на бегу во время экскурсии. Конечно же, сюда надо приезжать на целый день, чтобы как следует познакомиться и историей легендарного города и острова.

Свободного времени после окончания экскурсии почти не осталось. Если опоздать на пристань, Метеор уйдет без нас. С одной стороны, можно остаться и добраться обратно в Петербург на автобусе. Но тогда мы не увидим известных кронштадских фортов.

Перед возвращением, Метеор сделал небольшой крюк и прошел мимо наиболее значимых из них. Форты — оборонительные сооружения, находящиеся на островах и защищающие фарватер от иноземных захватчиков.

На первый взгляд ситуация кажется абсурдной: залив достаточно широк, можно было бы пройти на корабле в обход фортов и спокойно прорваться в Петербург. Но не все так просто, как кажется нам, «сухопутным крысам».

Дело в том, что Финский залив достаточно мелкий. Его глубина колеблется от 2 до 4 метров. Более того, есть отмели, где можно встать на дно и стоять в воде всего лишь по шейку. Правда, есть и довольно глубокие места – более 100 метров!

Это нам с борта Метеора кажется, что залив широкий – где хочешь, там и плыви. На самом деле чтобы попасть из Петербурга в Кронштадт и дальше в Финляндию-Швецию, надо знать, где именно можно плыть, чтобы не сесть на мель.

Эта водная дорога, именуемая фарватером, в Финском заливе очень узкая. Всего порядка 150-200 метров. Да-да! Именно «всего». Ведь по фарватеру корабли идут в обе стороны, как по шоссе с двумя встречными полосами. Если навстречу идут два Метеора, все в порядке. Но когда там встречаются два исполинских круизных лайнера или каких-нибудь огромных океанских сухогруза, от капитанов требуется вся их выучка, чтобы не устроить ДТП с последующей пробкой из кораблей. Фарватер проходит как раз в районе острова Котлин. Следовательно, стоит построить здесь оборонительные сооружения и подступы к Санкт-Петербургу будут достаточно надежно защищены. Самый первый форт, с которого и началась история города Кронштадта, был воздвигнут зимой в 1703-1704 годах по высочайшему повелению Петра Первого. Он был сооружен на искусственном насыпном острове и стал называться Кроншлот, что в переводе означало «королевский замок». В смысле не Замок — дворец, а Замок — запорное устройство.

Самое любопытное, что возведение крепости произошло в тот промежуток времени, когда шведский флот, который обычно хозяйничал в Финском заливе, ушел на зиму в свои незамерзающие порты. Каково же было удивление шведов, когда весной они вернулись в Финский залив, который до того времени считали своим, и обнаружили там русскую крепость, преграждающую путь кораблям.

Со временем появились и другие форты. К сожалению, не все они сохранились до наших дней. От некоторых остались руины. Но некоторые выглядят вполне целыми и боеспособными .

Перед тем, как двинуться в обратный путь в Санкт-Петербург, наш Метеор прошел совсем близко от нескольких фортов.

Мы надеялись, что он подойдет поближе к створкам дамбы, чтобы разглядеть ее как следует, но, не доходя до них примерно километр, наше судно развернулось и «попылило» в обратный путь.

Так и закончилась эта длинная и очень интересная экскурсия в Кронштадт. Все-таки, как ни крути, прибывать сюда надо так же, как это делали в давние времена – по морю. Пусть это получается чуть дороже, но заряд положительных эмоций от водного путешествия, необычные фотографии, новые знания безусловно являются теми самыми удовольствиями, за которые и заплатить не грех.

Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 1)

Прогулку по Кронштадту удобно начать с Владимирского собора, который расположен по адресу Владимирская ул., 32 (см. карту Кронштадта), совсем рядом с Гостиным двором и остановкой автобусов и маршруток, прибывающих из Санкт-Петербурга (подробно о том, как добраться до Кронштадта, читайте ).

Владимирский собор, или собор Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте — действующий православный храм. По всему видно, что этот собор является сегодня центром духовной жизни города (тем более что главный собор Кронштадта пока что еще находится на реконструкции, хотя там и проводятся периодические службы). Люди активно ходят во Владимирский собор на богослужения или просто поставить свечку, помолиться.

Собор был совсем недавно отреставрирован и производит очень красочное, светлое впечатление. Снаружи это воздушное бело-голубое сооружение с яркими доминантами мозаичных икон и луковичными куполами.

Когда-то на этом месте находился деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1730-1735 гг. для кронштадтского крепостного гарнизона; в 1753 году его сменила каменная церковь, а в 1801 году на месте обветшалого храма выросла новая церковь из дерева. Этот тесный деревянный храм, который и так уже собирались сносить для замены на новый каменный, сгорел в 1874 году, после чего и началась история современного собора, который строился в 1875–1879 гг. по проекту архитектора Давида Ивановича Гримма. Работы производил академик архитектуры Х. И. Грейфан.

Отделка храма была завершена в 1882 году. Эскизы росписей выполнил академик Е.Б. Годун.

В 1902 году церковь получила статус собора и стала полковым собором для всех сухопутных войсковых подразделений Кронштадтской крепости. В советское время собор сильно пострадал, власти его неоднократно взрывали, и хотя сооружение осталось стоять, оно лишилось колокольни, алтаря и паперти. Длительное время собор пустовал и разрушался. Таким было его состояние в 1990-х годах (фотография с сайта oldsp.ru):

В 1990 году храм был возвращен церкви. Через некоторое время начались реставрационные работы, были возобновлены богослужения. В 2000-2001 гг. была перебрана кладка, очищены и оштукатурены фасады, воссозданы главки куполов.

Сегодня собор предстает перед нами в идеальном состоянии. С восточной стороны этот пятинефный храм украшают три алтарные апсиды и три луковичных купола с крестами, с западной возвышается 50-метровая колокольня и два купола.

С западной стороны также находится вход в храм, к которому ведет светлая арочная галерея-паперть (притвор) с мозаичными панно по обеим сторонам от двери. Эти мозаичные иконы изображают св. Кирилла и св. Мефодия.

По стилю архитектуры Владимирский собор обычно относят к эклектике: тут перемешались неорусский и неовизантийский стили.

В 2006 году были проведены работы по реставрации и воссозданию монументальной живописи Владимирского собора: были восстановлены орнаменты на потолке и стенах собора, а также иконы. Интерьер храма поражает гармоничным сочетанием цветов и богатством орнаментов и росписей, испещряющих каждый сантиметр поверхности. Несмотря на это, храм не воспринимается как перегруженный декором. Напротив, здесь ощущается обилие воздуха. Собор очень просторен и светел. Нефы разделяют очень высокие и широкие арки, что создает впечатление непрерывного пространства и свободы.

Ранее главной святыней Владимирского собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, созданный в 1703 году специально для Кронштадта по приказу Петра I. Икона находилась по правую сторону Царских врат в богато украшенном окладе, в бронзовом киоте. Святыня пропала в советское время, и судьба ее неизвестна. Главный престол храма по-прежнему посвящен Владимирской иконе Божией Матери; южный (правый) придел носит имя блаженного Николая Кочанова, северный — Казанской иконы Божией Матери. В нижней части храма имеется четвертый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Туристы сюда приходят, видимо, редко. В основном в храме находились молящиеся, но нам разрешили сделать несколько снимков. Вход в собор внутри обрамляют недавно отреставрированные фигурные композиции с изображениями евангелистов: «Святой Апостол Павел» и «Святой апостол Петр».

После осмотра Владимирского собора пойдем по улице Ленина в сторону центра (см. карту Кронштадта). Вскоре показывается желто-белое классическое здание Гостиного двора Кронштадта. Когда-то этот квартал занимали лавки купцов, но в 1827 году в городе побывал Николай I, и царя поразило безобразное состояние этих торговых рядов: мусор, теснота, ветхие палатки… Он распорядился построить более приличествующее назначению здание. Таким образом, возведение кронштадтского Гостиного двора началось по личному приказу Николая I. Гостиный двор был построен в 1832 году по проекту инженера-полковника В.И. Маслова, взявшего за образец петербургскую «Гостинку», только в уменьшенном масштабе.

В Гостином дворе Кронштадта размещалось до полусотни различных лавок и магазинов с заграничной продукцией. Особой популярностью пользовались так называемые колониальные товары: чай, кофе, шоколад, экзотические фрукты, вина и сладости.

После пожара 20 октября 1874 года здание было восстановлено, хотя и с некоторыми изменениями. Любопытно, что свой нынешний желтый цвет фасад кронштадтского Гостиного двора приобрел только в 1894 году: до этого времени одна его половина была окрашена в серый, а другая — в желтый цвет, поскольку при восстановлении здания между купцами возник непримиримый спор.

Здание Гостиного двора двухэтажное, причем нижний этаж заметно выше верхнего; углы постройки скруглены (в первоначальном проекте этого не было). Комплекс окружает классическая колоннада дорического ордера. Гостиный двор Кронштадта занимает целый квартал между проспектом Ленина (бывший Николаевский), Гражданской улицей, улицей Карла Маркса и Советской улицей (см. карту Кронштадта). В 2007 году была завершена последняя реставрация комплекса. Сайт кронштадтского Гостиного двора: gdkronshtadt.ru.

У фасада Гостиного двора со стороны Советской улица находится Музыкальный («поющий») фонтан, который был открыт в Кронштадте в 2004 году. Утром фонтан вел себя довольно спокойно, а во второй половине дня здесь и вправду заиграла музыка, и фонтанные струи начали ритмично менять конфигурацию.

«Поющий» фонтан в сквере у Гостиного двора Кронштадта был построен по заказу «Водоканала Санкт-Петербурга» и стал одним из подарков городу в рамках празднования 300-летия Кронштадта. Контур чаши фонтана напоминает, как утверждается, архитектурный облик форта Кроншлот. В темное время суток можно полюбоваться разноцветной подсветкой фонтана.

В этом же сквере находится гранитный памятный знак 300-летия Кронштадта, украшенный изображением герба города. На гербе Кронштадта изображен маяк, увенчанный императорской короной, и черный котел.

Наличие котла связано с легендой о происхождении Кронштадта: якобы при высадке русских на остров Котлин, шведы испугались и бежали, оставив на привале костёр с котелком. Поэтому-то и стали говорить, что название острова Котлин происходит от слова «котёл», хотя на самом деле это не так: остров получил такое название еще в древности, и связано это с тем, что он находится он в центре котловины Финского залива, которая похожа на котёл.

Около сквера, напротив Гостиного двора, на углу улицы Карла Маркса и Советской, находится Центральная библиотека Кронштадта (она же — Морская библиотека) (см. карту Кронштадта). Сама библиотека была создана в 1832 году по инициативе капитан-лейтенанта И.Н. Скрыдлова и вице-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена (последний впоследствии стал губернатором Кронштадта). Ранее библиотека находилась по другому адресу, нынешнее же здание начали строить с 1910 году по проекту архитектора Г. А. Косякова (младшего из трех братьев Косяковых; старшим, напомнил, был Василий Косяков, автор Морского собора). Однако работы были прерваны из-за Первой мировой войны. Потом недостроенное здание было разрушено из-за попадания английской бомбы и простояло в руинах до 1926 года. Строительство возобновилось после визита в Кронштадт наркома просвещения А. В. Луначарского. Библиотека была торжественно открыта 7 ноября 1927 года. Сегодня она остается Центральной районной библиотекой Кронштадта и привлекает внимание довольно оригинальным архитектурным обликом с отделкой под благородный серый гранит.

Через дорогу располагается Андреевский сквер, названный в честь Андреевского собора, который был уничтожен (разобран) в советский период, в 1932 году. Андреевский собор, или собор Андрея Первозванного в Кронштадте был выдающимся памятником архитектуры русского классицизма. Построен этот храм был в 1805-1817 гг. по проекту Андреяна Захарова и А. Н. Акутина. В Андреевском соборе целых 53 года до самой своей смерти прослужил отец Иоанн Кронштадтский (1829–1908) (Иоанн Ильич Сергиев), который был священником, затем протоиреем, а после и настоятелем храма. Андреевский собор в эти годы стал местом стечения богомольцев, потому как своей пастырской и благотворительной деятельностью отец Иоанн прославился далеко за пределами Кронштадта.

Андреевский собор в Кронштадте, фотография начала XX века :

В советское время, в именно в 1955 году, на месте Андреевского собора установили памятник Ленину (теперь перенесенный в сквер Юного ленинца на улице Карла Маркса).

Что находилось в сквере после разрушения Андреевского собора, но перед установкой памятника Ленину? Этот вопрос требует выяснения. Если кто-то из наших читателей располагает подобной информацией, просьба написать по адресу . Благодаря нашей читательнице Наталье удалось пока установить следующее: на месте установки будущего памятника Ленину, находился большой фонтан, изображение которого можно увидеть на черно-белой фотографии послевоенного времени (ок. 1946-1948 гг.), присланной нам Натальей. До этого фонтана, ещё при Иоанне Кронштадтском, в церковной ограде (на месте детской площадки нынешнего сквера) стоял другой фонтан, из которого люди брали воду как святую. Какова дата сноса старого и установки нового фонтана, пока неизвестно. Будем благодарны за любые исторические факты и просто интересные сведения!

Сейчас на месте бывшего памятника Ленину установлен памятный знак с надписью «Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

Кроме того, в 2009 году в Андреевском сквере появился храм-часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный на месте одноименной часовни, построенной в 1899 году и освященной отцом Иоанном Кронштадтским. Эта часовня строилась как уменьшенная копия Андреевского собора. Автором проекта выступил знаменитый епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (автор проекта Иоанновского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге и многих других крупных религиозных сооружений).

В советское время часовня была снесена вместе с собором. Воссоздание часовни началось в год 100-летия со дня смерти Иоанна Кронштадтского, а ее открытие было приурочено к торжествам по поводу 180-го дня рождения отца Иоанна. Золоченый трехъярусный иконостас часовне подарила Галина Вишневская.

Апсиду храма с северной стороны украшает мозаичная Тихвинская икона Божией Матери.

Из Андреевского сада наш путь лежит дальше на юг, в сторону Синего моста и залива. Между улицей Карла Маркса и Обводным каналом проходит узкая тенистая аллея — приятная зелёная зона для прогулок, где, особенно по выходным, можно встретить много семей с детьми. По этому бульвару вдоль западной части Обводного канала мы и направились. От набережной Обводный канал отгорожен чугунной решеткой, так что все фотографии делались через нее.

Обводный канал — одно из самых красивых и романтичных мест в Кронштадте. Вообще Обводный канал Кронштадта изначально был прорыт по периметру Адмиралтейства и предназначался для защиты строений от пожаров и постороннего проникновения. Интересно, что прямоугольник, очерченный Обводным каналом, составляет около пятой части всей территории исторического центра Кронштадта. В этом прямоугольнике, в частности, находится одна из самых известных исторических достопримечательностей Кронштадта — Петровский док, который мы увидим чуть позже. А пока что на северо-западном углу Обводного канала полюбуемся слегка обветшалыми, но очень живописными постройками, история которых связана с кронштадтским Адмиралтейством.

Дело в том, что после того как в 1783 году петербургское Адмиралтейство, расположенное в опасной близости от Зимнего дворца, пострадало во время пожара, Екатерина II захотела вывести его из столицы в Кронштадт. Генеральный план нового адмиралтейства был разработан адмиралом Самуилом Грейгом. В 1780-1790 гг. был построен комплекс зданий кронштадтского Адмиралтейства по проектам архитекторов М.Н. Ветошникова, В. И. Баженова и А. Н. Акутина, а затем Ч. Камерона и А. Д. Захарова. И хотя Павел I отказался от идеи переноса адмиралтейства в Кронштадт, в городе на острове Котлин к тому времени уже успел сформироваться целый военный городок: мастерские, военные склады, провиантские «магазины» (продовольственные хранилища), сараи, офицерские флигели, служительские корпуса… Строительство Обводного канала и некоторых военных объектов вдоль него продолжалось и впоследствии, до 1827 года. Таким образом, даже несмотря на то что проект Грейга был реализован не полностью, Кронштадт смог усилить свою военно-морскую базу и обзавестись уникальным ансамблем, который признан крупным памятником военной архитектуры конца XVIII века.

Главные ворота Адмиралтейства располагались со стороны Якорной площади. Они существуют и сегодня, но узнать в них некогда величественные ворота с богатыми узорами — невозможно. (Старинная фотография ворот — с сайта kotlin.ru). Возможно, когда-нибудь они будут отреставрированы.

Значительная часть хозяйственных и жилых построек кронштадтского Адмиралтейства сохранилась до наших дней, и те из них, что находятся со стороны канала, можно увидеть (остальные расположены на внутренней территории военного городка). Например, в северо-западном углу Обводного канала находится здание 5-го провиантского магазина, построенное в 1787-1798 гг. по проекту архитектора М.Н. Ветошникова (за ним со стороны Екатерининского парка находится 4-й магазин, с которым они составляют почти единое целое). Всего в Кронштадте было построено семь одинаковых корпусов таких «магазинов» — эти типовые здания располагались на западном и северном берегу Обводного канала. Всё это двухэтажные кирпичные постройки с неоштукатуренными стенами. Над дверями этих складов до сих пор можно заметить краны для подъема грузов. Всё это были сугубо практичные хозяйственные сооружения, но в сочетании с обильной зеленью и отражениями в воде эти шероховатые постройки с их древним обликом создают очень живописную картину.

Следом за 5-м провиантским магазином по западной стороне Обводного канала расположено более новое здание угольного сарая (магазина). Оно было построено в 1840-1843 гг. по проекту П.К. Риглера.

Дальше не пропустите одну из самых необычных достопримечательностей Кронштадта — Дерево желаний (см. карту Кронштадта). Этот забавный памятник в виде добродушного чугунного дерева с большим ухом и широкой улыбкой был установлен в Кронштадте в честь 300-летия города в 2004 году. Его изготовили и преподнесли в подарок горожанам работники кронштадтской строительной компании «Ирина».

Такого рода памятники, у которых принято загадывать желания, есть во многих европейских городах. Они пользуются особой популярностью среди туристов и любовью местных жителей. Правда, ритуал загадывания желаний в данном случае пока еще отработан не до конца: кто-то утверждает, что нужно просто прошептать свое желание в ухо Дерева, и, если колокольчики на ветвях зазвенят, значит, желание обязательно исполнится.

Есть и более сложные варианты, самый распространенный из которых такой: нужно написать желание на бумажке, завернуть в нее пятирублевую монету и бросить в совиное гнездо на верхушке Дерева, а потом уже шепотом сообщить о своем заветном желании Дереву на ухо.

Если вы хотите, чтобы желание сбылось наверняка и как можно быстрее, рекомендуется трижды обойти вокруг Дерева, а заодно не помешает также оседлать стоящего рядом с Деревом олененка и потереть ему нос — или хвост (последний вариант для тех, чье желание связано с делами амурными).

Жаль только, что за столь короткое время существования Дерево желаний успели уже испортить неуместными надписями и рисунками… Дерево желаний находится в Кронштадте на улице Карла Маркса, напротив дома по адресу ул. Карла Маркса, 13 (можно посмотреть местоположение Дерева желаний на карте Кронштадта). Собственно, сам этот желтый дом — так называемый дом Д. Никитина — был построен в 1853 году и известен тем, что здесь находилась типография газеты «Кронштадтский вестник», а также работал первый в Кронштадте книжный магазин. Сейчас на доме размещены мраморные мемориальные доски с перечнем наиболее важных событий в истории Кронштадта.

Пройдем еще немного вперед по берегу Обводного канала и увидим здание лесного сарая — очередную постройку из комплекса кронштадтского Адмиралтейства. Этот склад построен по проекту архитектора В. И. Баженова и, как и угольный сарай, обращен торцом в сторону Обводного канала.Лесной сарай, как ясно из его названия, предназначался для хранения леса. С каждой стороны здания проделано по трое ворот. В торцовых стенах предусмотрены жалюзи для вентиляции леса.

За лесным сараем вдоль Обводного канала тянутся здания 6-го и 7-го провиантского магазина — одни из семи вышеупомянутых корпусов, построенных в 1787-1798 гг. по проекту М.Н. Ветошникова. В этих складах хранились разнообразные припасы, такие как крупа, сахар, овощи, мясные консервы.

Рядом расположились всевозможные объекты военной части, в том числе смотровая вышка.

♦♦♦♦♦♦♦

Продолжение прогулки по Кронштадту см. тут:

— Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 2)

— Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 3)

— Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 4)

♦♦♦♦♦♦♦

Рекомендуемые сайты о Кронштадте

— Кронштадт — город воинской славы; настоящее и прошлое города

— Кронштадт: виртуальная экскурсия по городу

— Кронштадт православный

— Кронштадт: история, музеи, форты и другие достопримечательности

— Памятники архитектуры Кронштадта

— Старинные фотографии Кронштадта

Карта Кронштадта с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно . На этой подробной туристической карте обозначены названия всех улиц центральной части города, а также основные памятники, музеи, соборы, скверы и парки, памятники архитектуры и прочие достопримечательности, расположенные в историческом центре Кронштадта.

Кроме того, на карте обозначено местоположение остановки, на которую приходят и с которой отправляются автобусы и маршрутки от/до Санкт-Петербурга. План составлен авторами сайта на основе карты OpenStreetMap.

Достопримечательности Кронштадта

В Кронштадте много интересных достопримечательностей, старинных построек, религиозных сооружений, исторических и современных памятников. Большинство из них обозначены на туристической карте Кронштадта.

— Морской Никольский собор

— Владимирский собор

— Итальянский дворец

— «Губернские» дома

— Комплекс кронштадтского Адмиралтейства

— Гостиный двор и Поющий фонтан рядом с ним

— Андреевский сквер и часовня Тихвинской иконы Божией Матери

— Центральная городская библиотека

— Петровский док

— Кронштадтский футшток

— Макаровский мост через Петровский овраг

— Синий мост через Обводный канал

— Летний сад

— Петровский парк

— Екатерининский парк вдоль Обводного канала

— Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»

— Музей истории Кронштадта в здании бывшей водонапорной башни

— Памятники Кронштадта, в том числе памятник П. К. Пахтусову, памятник И.К. Айвазовскому, памятник Ф. Ф. Беллинсгаузену и памятник С. О. Макарову

— Дерево желаний

— Настоящая чугунная мостовая на Пеньковом мосту