Брянск свенский монастырь

История

Основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свинь (с XVII в. — Свень), куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.

Вид на Святые ворота монастыря в начале XX века. Слева направо: угловая башня; церковь Антония и Феодосия; надвратная Сретенская церковь; колокольня; другая угловая башня; Успенский собор

Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм свв. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 — крымскими татарами.

Архитектурный ансамбль монастыря принадлежит к традиции слободского барокко. В 1679 году возведена надвратная Сретенская церковь, сохранившаяся до нашего времени. По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I. Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века, а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.

Надвратная церковь

В 1681—1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). Перед стенами монастыря шумела ярмарка, одна из самых крупных на западе России.

После возвращения монастырю статуса самостоятельного он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и река Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель (1764), монастырь был отнесён к третьему классу.

Свенская (Печерская) икона Божией Матери (с Антонием и Феодосием Печерскими) после Октябрьской революции была увезена в Москву, в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век).

В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Св. Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус.

Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

Свенский монастырь (Брянск): история и фото

Недалеко от того места, где в широкую и полноводную Десну впадает её младшая сестра река Свень, высятся на берегу стены монастыря, получившего от неё своё название и известного как мужской Свято-Успенский Свенский монастырь. Основанный в 1288 году, он является одним из наиболее древних и известных в России.

Недуг благочестивого князя

С его основанием связана легенда, возникшая, как уверяют насельники обители, не на пустом месте. Она повествует, что правившего этими краями в конце XIII века благочестивого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича однажды постиг тяжкий недуг – начал он слепнуть, да так, что с каждым днём угасал в его очах белый свет. Не было на ту пору при княжьем дворе лекарей, а обращаться к ворожеям и знахарям – Боже упаси! – крещёный ведь человек. На что же ему уповать? Только на милость Божию.

Вот и отправил князь архимандрита местного монастыря в Киев, чтобы привёз ему чудотворную икону Божьей Матери, по молитвам перед которой не раз уже даровалось исцеление страждущим. Слово княжье – закон, и отправился человек Божий в путь, взяв с собой пяток иноков смиренных сердцем, но весьма крепких плотью – времена были неспокойные, и в дороге всякое могло приключиться.

Чудо, явленное на речном берегу

Уже плыли назад княжьи посланники по Десне-реке и везли с собой заветную икону, когда вдруг приключилась с ними некая напасть – ладья до того бодро рассекавшая речные струи, неожиданно замерла на месте, остановленная неведомой силой. Как ни старались гребцы, как ни налегали на вёсла, не могли сдвинуться ни вверх, ни вниз по течению. Делать нечего, кое-как добрались до берега и заночевали.

Утром же хватились – нет иконы, пропала! Бросились искать, стараясь не думать о том, какая награда их ждёт за такую службу. Но Бог милостив – отыскалась пропажа. Нашли её среди ветвей могучего дуба, стоявшего у изгиба реки. Хоть и робели иноки, но не посмели коснуться образа, а поспешили сообщить князю о случившемся чуде. Тот не замедлил явиться и, упав на колени, долго молился. Дальше всё произошло по законам жанра – князь прозрел и повелел основать на этом месте обитель, дошедшую до наших дней и известную как Свенский монастырь.

Кстати, любопытная деталь – в давние времена река Свень, давшая имя монастырю, называлась Свинь, и обитель, соответственно, именовалась Свинской, что было весьма неблагозвучно и подавало повод для неуместных острот. Чтобы исправить положение, в XVII веке было решено изменить одну лишь букву в её названии, но при этом пришлось переименовать и всю реку. С тех пор и появилась на картах река Свень, а вместе с ней и Свенский монастырь.

Творение преподобного Алипия

Икона, столь чудным образом исцелившая князя, стала главной святыней вновь образованной обители. На деревянной доске размером 68х42 см изображена Пресвятая Богородица, сидящая на троне и держащая на руках Предвечного Младенца, воздевшего в благословении правую руку. По обеим сторонам трона изображены святые Печерские чудотворцы Феодосий и Антоний.

Авторство иконы приписывается преподобному Алипию, обучавшемуся у византийских мастеров, работавших в 1088 году в Киево-Печерской Лавре. Эти подробности известны благодаря тому, что икона после революции попала в собрание Третьяковской галереи и сохранилась до наших дней.

Свято-Успенский Свенский монастырь, образованный среди дремучих брянских лесов, стал колыбелью для многих отшельников-пустынножителей. Известно, что десятки его иноков, испросив у настоятеля благословения, затворялись от мира в непроходимых чащобах, построив себе убогие кельи и проводя жизнь в постах и молитвах. В обители они появлялись лишь для исповеди и причастия. Эта форма религиозного подвижничества получила широкое распространение в начале XVIII века и сохранилась затем на долгие годы.

Покровительство грозного царя

Первым каменным сооружением монастыря, а заодно и окрестностей Брянска, стал Успенский собор, построенный по повелению Ивана Грозного. Известно, что в натуре царя бесовская жестокость удивительным образом сочеталась с крайней религиозностью. Придавая лютой казни невинных людей, он мог после этого выстаивать ночи напролёт в молитвах об упокоении их душ.

Готовясь к Ливонской войне, набожный государь не скупился на вклады в святые обители. Не обошёл он стороной и Успенский Свенский мужской монастырь, являвшийся в то время и укреплённым фортификационным сооружением, и важным духовным центром. До наших дней сохранились архивные документы, свидетельствующие о неоднократно вносимых им пожертвованиях. В частности, в 1561 году Свенский монастырь (Брянск) получил от него значительную сумму по случаю кончины его жены Анастасии. Чуть позже им были внесены деньги на строительство храма в честь Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.

Набеги иноземных супостатов

Но видно, не благословил Господь пожертвования царя-душегуба – в 1583 году литовцы, с которыми он вёл войну, захватили Свенский мужской монастырь, и, разграбив всё, что можно было вынести, сожгли. Чудом сохранилась лишь Свенская икона Божьей Матери. Долгими и тяжкими трудами возрождалась после этого обитель, но в 1664 году вновь обрушился на неё Божий гнев – на этот раз стала она добычей крымских татар.

На этот раз поднимать из пепла монастырские стены было легче, так как ещё за три года до этого обитель приписали к Киево-Печерской Лавре, и оттуда на Брянщину шла посильная помощь. Благодаря ей на территории монастыря в 1679 году возвели надвратную Сретенскую церковь, пережившую века и сохранившуюся до наших дней.

Визиты коронованных особ

Возрождённый из пепла Свенский монастырь помнит визиты многих царственных особ. Известно, что в 1708 году в нём побывал Пётр I и даже останавливался на ночлег. Дом, в котором государь провёл ночь, дожил до революции, и его показывали всем приезжающим как историческую достопримечательность. Другой свидетель царского посещения – дуб, посаженный монахами в честь этого события, стоит и по сей день, также привлекая внимание многочисленных паломников и туристов.

Во время одного из своих путешествий побывала в стенах Свенского Успенского монастыря и государыня императрица Екатерина II. Застав главный его храм в весьма ветхом и требующем немедленного ремонта состоянии, она пожертвовала шесть тысяч рублей, на которые он в скором времени был полностью перестроен. Для него было выбрано более удобное, сухое и высокое место в центре монастыря.

До начала XX века Свенский Успенский монастырь (Брянск) дожил в мире и благополучии. По-прежнему в его казну поступали щедрые пожертвования от боголюбивых граждан и особ царствовавшего дома. Возле стен обители шумела ярмарка, являвшаяся одной из самых крупных в западной части России, а боголюбивые иноки возносили молитвы за царя и отечество. Так продолжалось до 1917 года.

Пришествие лихих времён

С начала двадцатых годов пришедшие к власти большевики приступили к постепенному, но планомерному закрытию монастыря. Когда по стране прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей, направленная якобы на борьбу с голодом, из обители вывезли всё, что представляло интерес для новой власти.

Из храмов выносилась церковная утварь, собранная там за многие века, снимались и отправлялись в переплавку колокола, а с икон безжалостно обдирались золотые и серебряные оклады. Казалось, что вернулись времена литовских и татарских захватчиков. Систематическое разграбление продолжалось до 1926 года, после чего Свенский монастырь был закрыт.

Смертный грех капитана Рыхлова и всех, кто был с ним

Очередной этап уничтожения этого исторического и культурного памятника наступил в 1930 году, когда по распоряжению городских властей большая часть монастырских построек была снесена. Был взорван и Успенский собор, так удачно перестроенный на пожертвования Екатерины II. Взрывная волна повредила и находившийся рядом храм Печерских чудотворцев, оставив от прежней постройки лишь нижний ярус. Свенский Успенский монастырь (Брянск) перестал существовать.

Этот акт вандализма был совершён группой советских подрывников. История сохранила фамилию их командира – капитан Рыхлов. За давностью лет его нет в живых, и можно лишь надеяться, что в смертный час послал ему Господь раскаяние в содеянном и не дал отойти в иной мир с душой, отягощённой этим страшным грехом.

Руины, возвращённые людям

Но колесо истории не стоит на месте. Прокатившись по стране всеми тяготами, выпавшими на её долю в XX веке, под конец оно ввергло Россию в бурный океан перестройки. В 1992 году Свенский монастырь (Брянск) был возвращён в ведение Церкви. К этому времени из всех прежних построек сохранились лишь требовавшие капитального ремонта Сретенская и Преображенская церкви, а также остатки монастырских стен и несколько бывших хозяйственных сооружений, находившихся в аварийном состоянии.

Прочие же сооружения были разрушены, и от большинства из них не осталось даже следов, а в сохранившихся руинах трудно было узнать прежний, известный по архивным документам Свенский монастырь (Брянск). Фото, публикуемые в статье, дают представление о масштабах проведённых работ.

Богослужения в возрождённых храмах

Сразу началось восстановление былого архитектурного комплекса. Прежде всего, капитальный ремонт и реставрация были проведены в двух сохранившихся церквях, которые сегодня в своём первозданном виде вновь стали местом регулярных богослужений, которые после долгих десятилетий забвения возобновил Свенский монастырь. Расписание проводимых в них служб немногим отличается от графика прочих православных храмов.

В будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводится также поздняя литургия. Она начинается в 10:00. Обо всех дополнительных богослужениях и крестных ходах, проводимых в монастыре в связи с различными праздниками, можно узнать на принадлежащем ему интернет-сайте. После восстановления из руин храма Антония и Феодосия Печерских, завершённого в 2012 году, в нём также проводятся регулярные службы.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению разрушенного в 1930 году Успенского собора. Начались они в 2005 году с разбора оставшихся руин, а также инженерно-археологического обследования фундамента. По их завершении в 2010 году был создан попечительский совет из представителей государственных и общественных организаций, возглавивший восстановительные работы. С этого времени Свенский монастырь (Брянск) стал местом, где развернулось широкое строительство.

Паломничество в обитель

Постепенно монастырская жизнь возвращается в его древние стены. Как и в прежние годы, спешат сюда паломники, желающие поклониться святыне, которой по-прежнему для православных людей является Свенский монастырь (Брянск). Как доехать к нему, можно узнать в данной публикации.

Рекомендуется от железнодорожного вокзала Брянска ехать на троллейбусе №1 до «Телецентра» и далее на автобусе №7 до монастыря. Другой вариант: от автовокзала на автобусе №7 или на маршрутных такси № 45, 36 до остановки «Свенский монастырь». Фото, приложенные к статье, помогут безошибочно узнать цель поездки.